Исторический путь Православия
В эти дни в республике торжественно отмечается знаменательная дата - 775-летие крещения карел
14 и 15 ноября 2002 года в Карельском научном центре РАН прошла масштабная научно-практическая конференция "Православие в Карелии", раскрывшая огромное влияние христианской веры на духовную жизнь нашего северного края и этнокультурные традиции издревле проживающих здесь народов. Учитывая мощь этого исторического воздействия, впервые за последние 85 лет на высшем уровне светской республиканской власти принято постановление Главы Карелии Сергея Катанандова о проведении посвященных юбилею православия совместных мероприятий Правительства РК и Петрозаводской и Карельской епархии. Их суть пояснили на состоявшейся 11 ноября пресс-конференции консультант Администрации Главы Республики Борис Детчуев и наместник Крестовоздвиженского собора в Петрозаводске протоиерей Олег Скляров.
Крепость веры
Борис Детчуев обратил внимание на историческое значение крещения карел и особенности современного государственного подхода к православной религии, традиционно главенствующей на территории нашей республики.
Вообще-то, православие в Карелии стало укореняться даже раньше случившегося в 998 году крещения Руси святым великим князем Владимиром. Считается, что зерна христовой веры занес на древний Валаам еще апостол Андрей Первозванный. Там к Х веку уже сформировалось монашеское общежительство, давшее начало старейшему российскому монастырю. Однако же массовое крещение корелы, как назывались жившие в Приладожье карельские племена, Лаврентьевский список Новгородской летописи точно датирует зимой 1227 года. Именно тогда князь Ярослав Всеволодович (отец Александра Невского) "послав крести множество корел, мало не все люди".
Выходит, утверждение православия в северном крае было инициировано на государственном уровне - по линии княжеской власти. Причем побудили к тому князя Ярослава не только религиозные мотивы, но и трезвый политический расчет. Его стратегическая задача состояла в том, чтобы на пограничных рубежах новгородской земли стояли союзники русичей, верные им крепостью общей веры в борьбе с набегами враждебных шведов, олицетворявших к тому же экспансию католицизма на Восток.
Духовное воздействие православия на местное население оказалось настолько благотворным, что на века сплотило в одну дружную семью проживавшие вместе славянские и финно-угорские народы, стало прочной основой воспитания многих поколений добрых и сильных людей. Учреждение в 1828 году Олонецкой и Петрозаводской епархии позволило ему еще более укрепиться в крае в качестве государственной религии. По представленным епархиальным управлением данным, перед Октябрьской революцией в Карелии насчитывалось 565 православных церквей, 2127 часовен, 20 монастырей и 35 благочинных округов. В храмах трудились 1370 священнослужителей, которых готовила Олонецкая духовная семинария. 98% жителей губернии были тогда православными.
Неизмерим урон, который нанесла этим глубоким традициям агрессивно-атеистическая советская эпоха. К моменту восстановления в 1990 году Петрозаводской и Олонецкой епархии в республике сохранились лишь 5 действовавших храмов, в которых служили всего 6 священников. Тем не менее, по данным недавних социологических опросов, до 70% населения Карелии по-прежнему считают себя православными людьми. Официальные власти не могут пренебрегать этим показательным фактом. Правда, сегодня они не вправе оказывать прямую поддержку Русской Православной Церкви как одной из ряда других религиозных конфессий. Но все-таки у них есть обязанность возвратить ей хоть часть прежних долгов государства, беспощадно разрушившего материальную базу православия. Речь идет об оказании помощи нынешней Петрозаводской и Карельской епархии в рамках государственной программы сохранения и возрождения памятников истории и культуры, представленных множеством былых храмов, часовен, монастырей, других церковных зданий. Действующим законам такой подход нисколько не противоречит.
Духовное возрождение
На активизации в последние годы этого процесса сделал акцент в своем выступлении на пресс-конференции протоиерей Олег Скляров. После ощутимого провала советского периода отношение к свободе совести в России вновь заметно изменилось. Выбор вероисповедания действительно становится свободным, о духовных темах заговорили открыто, без страха политических гонений. Народ опять, пусть медленно, но все-таки поворачивается к Церкви. Сегодня в Карелии восстановлено и построено 67 православных храмов и часовен.
Для скорейшего возрождения отличающихся высокой нравственностью православных традиций особенно важной становится нынче организация духовного просвещения детей и молодежи. Но тут как раз еще возникает взаимонепонимание между священнослужителями и представителями официальной системы образования, подтверждением чему стала история согласования вопроса о введении курса православной культуры в 4-й петрозаводской школе. По моей просьбе отец Олег дал оценку уже достигнутому там опыту.
- Опасения руководителей образования оказались напрасны, - сказал он. - Ведь смысл идеи состоял в том, чтобы дать возможность самим родителям и их детям сделать свободный выбор в пользу факультативного изучения курса православной культуры. Церковь никому не навредила воспитанием людей в традициях поистине народной христианской морали. А раз это не страшно, значит, полезно именно в воспитательных целях. Есть смысл распространять опыт 4-й школы Петрозаводска в других районах, разумеется, при условии решения попутных технических сложностей.
Кстати, изучение православной культуры недавно официально признано в качестве учебного предмета на уровне Министерства образования России. В Карелии для его ведения в школах уже готовятся специальные курсы повышения квалификации учителей.
Другой серьезной базой для развития православного просвещения должно стать здание бывшего женского епархиального училища, расположенное по адресу: ул. Луначарского, 2/7 в Петрозаводске. Пока там размещается женская консультация, которую предполагается переместить в новые удобные помещения, строящиеся на Древлянке. Министерству государственной собственности и Министерству здравоохранения РК уже предложено рассмотреть вопрос о передаче исторического здания-памятника в собственность Петрозаводской и Карельской епархии, которая, по словам отца Олега, намерена перевести туда просветительский центр Александра Свирского для расширения воскресных школ и использования других форм деятельности, ориентированных на молодежь и подростков.
Смятение и путаница в их умах и душах не могут не тревожить общество. Преодоление их выдвигается в ряд важнейших социальных задач. В этом смысле традиционное православное воспитание является одним из самых надежных инструментов для утверждения самоидентификации личности в общности своего народа, обращения к его духовным корням, прочным нравственным началам и сокровищнице национальной культуры.
Андрей ФАРУТИН
Материалы взяты с сайта республиканской общественно-политической газеты "КАРЕЛИЯ"