Закончился очередной поток культурологического курса Основ православной культуры для студентов Института филологии Петрозаводского государственного университета. Длится он полгода и заканчивается зачетом. Преподает этот курс выпускник данного института, руководитель Миссионерского отдела Петрозаводской епархии иерей Виктор Заровняев.
История курса насчитывает уже 9 лет. Для него было создано учебное пособие в 2-х частях. К сожалению, пока оно существует лишь в двух вариантах: в электронной форме и на бумаге, но напечатанное струйным принтером, поэтому дождь (и, предположительно, слезы студентов, вызванные окончанием курса) уже размыл часть обложек.
Структура его такова. После разбора понятий «культура» и «православие» (при этом мы сравниваем нашу веру с иными религиозными мировоззрениями) следует череда примеров влияния Православия на русскую и зарубежные культуры: от летоисчисления и государственной символики до отношения к семье и традиций прощания с умершим. Затем дается понятие об основах православного вероучения, о догматах, краткое введение в библеистику. Основное время курса уделяется библейским сюжетам и идеям, нашедшим отражение в русской и, шире, мировой культуре.
Курс подробно иллюстрирован. Постепенно подбирались и создавались упражнения для практических занятий, разрабатывались задания для закрепления знаний во время экскурсии в храм. К примеру, во время экскурсии я раздаю листочки с названием частей храма и святынь; каждый из студентов должен вернуть 1-2-3 из них с пересказом информации. Затем за чаем ребята заполняют кроссворд, а также «ходят» фигурками алтарника и певчей по деревянной модели храма согласно сюжету, который частично выдумывается самими студентами, а частично определен поручениями «настоятеля» и «регента». На настоящий момент подготовлено более 200 вопросов на основе икон, картин религиозной тематики, цитат из литературных произведений и кинофильмов. Это позволяет задавать самостоятельные работы по библейским сюжетам, экономя аудиторное время. Правда, с появлением искусственного интеллекта эффективность домашней самостоятельной работы снизилась.
В целом, преподаватели Института филологии отмечают, что после курса ОПК студенты лучше понимают поэтику русских классических авторов, пропитанную православными идеями. Нужно также отметить миссионерский характер такой работы в обстановке, когда через некоторые т.н. народные праздники и этнографические проекты распространяются неоязыческие идеи, способствующие атомизации общества..