Месяцеслов


23.06.2024

10 июня по старому стилю  /  23 июня по новому стилю
воскресенье

Неделя 8-я по Пасхе.

День Святой Троицы. Пятидесятница

Сщмч. Тимофея, еп. Прусского (361–363). Обре́тение мощей свт. Василия, еп. Рязанского (1609). Собор Рязанских святых*. Свт. Иоанна, митр. Тобольского (1715). Собор святых Тобольской митрополии**. Сщмч. Митрофана пресвитера и иже с ним мучеников многих (1900)***. Прп. Фама́ри Марджановой, исп. (1936) (Груз.).

Прп. Силуана, схимника Печерского, в Дальних пещерах (XIII–XIV). Мчч. Александра и Антонины девы (ок. 313). Прп. Феофана Антиохийского (363). Свт. Вассиана, еп. Лавдийского (409).

Сщмч. Тимофея Ульянова пресвитера (1940).

Утр. – Ин., 65 зач., XX, 19–23. Лит. – Деян., 3 зач., II, 1–11. Ин., 27 зач., VII, 37–52; VIII, 12.

На великой вечерне «Блажен муж» (вся кафизма). На утрене величание: «Величаем Тя, Живодавче Христе, и чтим Всесвятаго Духа Твоего, Егоже от Отца послал еси Божественным учеником Твоим». «Воскресение Христово видевше» не поем. В Триоди для 9-й песни канона припевов нет, но в Триоди нотного пения, изданной Святейшим Синодом (1891), для задостойника в день Пятидесятницы указывается такой припев: «Апостоли, сошествие Уте́шителя зряще, удивишася, како в виде огненных язык явися Дух Святый». «Свят Господь Бог наш» не поем.

С этого дня и до отдания Пятидесятницы, на утрене, когда поется великое славословие, катавасия «Божественным покрове́н...».

В конце утрени и на литургии отпуст: «И́же в виде́нии**** о́гненных язы́к с Небесе́ низпосла́вый Пресвята́го Ду́ха на святы́я Своя́ ученики́ и апо́столы, Христо́с, И́стинный Бог наш...».

На литургии антифоны праздника, входный стих: «Вознесися, Господи, силою Твоею, воспоем и поем силы Твоя». Вместо Трисвятого – «Елицы во Христа крести́стеся...», вместо «Достойно» – «Радуйся, Царице...». После «Спаси, Боже...» поем «Видехом Свет Истинный...». По отпу́сте литургии Царские врата закрываются, совершаются 9-й час и великая вечерня.

На великой вечерне «Царю Небесный» (обычно поется народом). Предначинательный псалом читается, великая ектения с прибавлением особых прошений, вход, великий прокимен «Кто Бог велий...» и чтение коленопреклонных молитв. Отпу́ст вечерни (при открытых Царских вратах): «И́же от О́тчих и Боже́ственных недр...».

* По благословению Святейшего Патриарха Кирилла от 6 ноября 2020 года утвержден список Собора святых Рязанской митрополии.

** Благословением Святейшего Патриарха Кирилла от 25 сентября 2020 года в день Собора Сибирских святых (10/23 июня) совершается празднование, именуемое «Собор святых Тобольской митрополии».

*** Общецерковное почитание священномученика Митрофана пресвитера и иже с ним пострадавших мучеников многих, принявших мученические венцы в 1900 году в Пекине, установлено Архиерейским Собором Русской Православной Церкви 2–3 февраля 2016 года.

**** В Цветной Триоди – «И́же в ви́де о́гненных язы́к...».

Тропарь праздника, глас 8:

Благослове́н еси́, Христе́ Бо́же наш,/ И́же прему́дры ловцы́ явле́й,/ низпосла́в им Ду́ха Свята́го,// и те́ми уловле́й вселе́нную, Человеколю́бче, сла́ва Тебе́.

Кондак праздника, глас 8:

Егда́ снизше́д язы́ки слия́,/ разделя́ше язы́ки Вы́шний,/ егда́ же о́гненныя язы́ки раздая́ше,/ в соедине́ние вся призва́,// и согла́сно сла́вим Всесвята́го Ду́ха.

Величание:

Велича́ем Тя,/ Живода́вче Христе́,/ и чтим Всесвята́го Ду́ха Твоего́,/ Его́же от Отца́ посла́л еси́// Боже́ственным ученико́м Твои́м.

Задостойник, глас 4:

Апо́столи, соше́ствие Уте́шителя зря́ще, удиви́шася,// ка́ко в ви́де о́гненных язы́к яви́ся Дух Святы́й.

Ра́дуйся, Цари́це,/ матероде́вственная сла́во,/ вся́ка бо удобообраща́тельная благоглаго́ливая уста́ вети́йствовати не мо́гут,/ Тебе́ пе́ти досто́йно,/ изумева́ет же ум всяк Твое́ рождество́ разуме́ти.// Те́мже Тя согла́сно сла́вим.



Тайна Святой Троицы не открыта людям в полной мере. Мы знаем, что Бог един, и одновременно знаем, что Три Лица Святой Троицы – это Божественная реальность. Мы не знаем и никогда не сможем узнать, как живет Бог в Своей Полноте, абсолютно недоступной для человеческого разума. Но что-то одно нам открылось – а именно то, что законом жизни Бога является любовь. Внутренний закон Божественной жизни – это любовь. Преподобный Сергий учил «воззрением на Троицу препобеждать ненавистную рознь мира». Он, конечно, имел в виду препобеждать не мечом, не оружием, не силой, не властью, а тем, что скрепляет Божественную жизнь воедино, что превращает в Единицу Святую Троицу, неразлучную и нераздельную, – любовью. Из праздника Святой Троицы каждый из нас должен вынести этот дивный урок: рознь препобеждается воззрением на Святую Троицу; а законом бытия Святой Троицы является любовь.

Богослужебные указания