Дорогие отцы, братья и сестры! Сердечно поздравляю вас с Воскресным днем, который наша Церковь празднует как Воскресенье по Богоявлении.
Совсем недавно мы пережили радостный праздник Крещения Господня. Но нам следует помнить, что в древней христианской Церкви Крещение Господня и Рождество Христово праздновалось как одно событие, как один праздник, а именно как праздник Богоявления. До настоящего времени эта древняя церковная память сохраняется в наших настоящих церковных обычаях. Именно так мы чтим величайшее чудо, совершившееся во Вселенной по любви Божией для спасения нас, людей, чудо Боговоплощения, чудо Крещения как одно из проявлений Боговоплощения. «Ибо так возлюбил Бог мир, что отдал Сына Своего Единородного, дабы всякий верующий в Него, не погиб, но имел жизнь вечную» (Ин. 3:16).
Это чудо Боговоплощения отличает нас, христиан, от всех остальных верующих. Вера в Единого Бога является достоянием многих жителей планеты, в Единого Бога веруют иудеи, мусульмане, и только одним православным христианам Бог по своей любви открыл через Единородного Своего Сына тайну Пресвятой Троицы, что Бог не просто Един, а Триедин.
Господь наш Иисус Христос крестился от Иоанна Предтечи, который, чувствуя свое недостоинство, говорил: «Он-то Идущий за мною, но Который стал впереди меня. Я недостоин развязать ремень у обуви Его» (Ин. 1:27). Он отказывался крестить Иисуса Христа, потому что крестил во оставление грехов. А как можно крестить во оставление грехов Иисуса Христа, который абсолютно безгрешен? Он был во всем подобен человечеству, кроме греха. «Но Иисус сказал ему в ответ: оставь теперь, ибо так надлежит нам исполнить всякую правду» (Мф. 3:15). И тогда было совершено крещение Господне. Так Иисус Христос показал всем нам пример смирения.
Очень часто, дорогие отцы, братья и сестры, у нас бывает совсем наоборот. Там, где мы слышим о поругании христианской веры, там, где мы слышим о клевете на Церковь, мы превращаемся в тихих, скромных, молчаливых ягнят. Но там, где что-либо касается лично нас, мы надуваемся как пузырь, к которому только притронется игла и сразу из этого пузыря вытекает что-то совершенно смрадное. Тогда как Святая Церковь и пример Господа нашего Иисуса Христа учит нас личному смирению, которое помогает видеть свои собственные недостатки. Человек спасается не уврачеванием недостатков других, а лечением своих собственных.
Каждый из нас болел. Каждый из нас, взрослых людей, был в больнице. Разве когда в соседней палате лежит человек с другой болезнью и врачи его лечат, ваше собственное выздоровление идет быстрее?
Иисус Христос говорит: «не здоровые имеют нужду во враче, но больные» (Мк. 2:17). Святая Церковь и есть «больница», Господь наш и есть «Врач». Но как, некоторые задают вопрос, Церковь может быть Святой, когда ее заполняют грешники? Но ведь больница не теряет своей функции от того, что она полна больными. Также и наша Святая Церковь не изменяет своей сущности, когда наполняется грешниками, которые каются здесь и получают лекарство в Таинстве Покаяния, в Таинстве Причащения.
Поэтому Господь наш Иисус Христос, как мы слышали в сегодняшнем Евангелие, после того, как поселился в Капернауме начал проповедовать Царство Небесное именно с Таинства Покаяния. «Покайтесь, ибо приблизилось Царство Небесное» (Мф. 3:2). После Крещения Иисус Христос был «возведен Духом в пустыню, для искушения от диавола, и, постившись сорок дней и сорок ночей, напоследок взалкал. И приступил к Нему искуситель и сказал: если Ты Сын Божий, скажи, чтобы камни сии сделались хлебами. Он же сказал ему в ответ: написано: не хлебом одним будет жить человек, но всяким словом, исходящим из уст Божиих» (Мф. 4:1-4). Очень часто мы, дорогие отцы, братья и сестры, пренебрегаем этим словом Божиим, а думаем только о хлебе. Слово Божье – это Библия, Слово Божье – это Новый Завет, Слово Божье – это Евангелие. Каждый из нас должен постоянно прочитывать Евангелие, чтобы наше сознание совершенно свободно в нем ориентировалось.
После того, как Иисус Христос отверг это искушение, дьявол поставил его на вершину храма и сказал: «если Ты Сын Божий, бросься вниз, ибо написано: Ангелам Своим заповедает о Тебе, и на руках понесут Тебя, да не преткнешься о камень ногою Твоею» (Мф. 4:6). «Иисус сказал ему: написано также: не искушай Господа Бога твоего» (Мф. 4:7). А мы часто искушаем Господа Бога своего по надобности и ненадобности, требуем от Него какого-то чуда, часто не зная, что нам, грешным людям является на пользу.
И наконец, сатана искушает Иисуса Христа властью. Это сильнейшее искушение. Возведши на весьма высокую гору, он «показывает Ему все царства мира и славу их, и говорит Ему: всё это дам Тебе, если, пав, поклонишься мне» (Мф. 4:8-9). «Тогда Иисус говорит ему: отойди от Меня, сатана, ибо написано: Господу Богу твоему поклоняйся и Ему одному служи» (Мф. 4:10). Далеко не все люди могут выдержать искушение властью и покланяются сатане, приобретают от него власть, силу, внушение, осуществляют государственные перевороты, развязывают гражданские войны. В следующем году будет столетие Февральской и Октябрьской революций в нашей стране. Многие задают себе вопрос: каким образом могло случиться, что величайшая православная держава, которая занимала одну шестую часть территории земного шара так легко могла пасть? А мы знаем уже, что и Карл Маркс, и Фридрих Энгельс, и Ленин не были атеистами в подлинном, научном смысле этого слова. Они ненавидели Церковь Христа, были явными или тайными сатанистами. Сатана давал им власть, силу парализовать общественное мнение, парализовать офицерство, парализовать армию, Церковь, дворянство, лучшие слои общества. Все находились в каком-то совершенно расслабленном состоянии. Конечно, участь этих сатанистов была жалкая. Но печальна участь и тех людей, которые подались на эту сатанинскую пропаганду.
После того, как Иисус Христос отверг эти три искушения: хлебами, чудом, властью, он поселился в Капернауме. «С того времени Иисус начал проповедовать и говорить: покайтесь, ибо приблизилось Царство Небесное» (Мф. 4:17).
Мы с вами, дорогие отцы, братья и сестры, живем в счастливое время, несмотря на экономические трудности. Мы свободны, Церковь свободна, мы имеем право говорить слово истины, отдавать своих детей в Воскресные школы, учить их Закону Божию, имеем право в школах выбирать модуль «Основы православной культуры». Но пользуемся ли мы этим благоприятным временем? Или, может быть, вы думаете, что оно будет длиться вечно? Что все успеется? Увы, увы, ничто не длиться вечно. Вечен один только Бог. Будем же дорожить, дорогие отцы, братья и сестры оставшимся временем.
Учите своих детей, учите своих внуков. Сегодня испытал огромную, душевную радость, видя строй детишек, которые причащались Телом и Кровью Христа. Берегите их веру, берегите их чистоту, чтобы они, когда станут взрослыми, также любили и чтили Бога и Пречистую Богородицу, как это делают они сейчас. Храни и благослови вас всех Господь! С праздником, дорогие.