Митрополит Константин совершил Божественную литургию в храме Сретения Господня

14 июня 2015 года, в день Всех святых, в земле Российской просиявших, Глава Карельской митрополии митрополит Петрозаводский и Карельский Константин совершил Божественную литургию в храме Сретения Господня г. Петрозаводска.

Его Высокопреосвященству сослужили: настоятель храма, руководитель епархиального отдела по взаимодействию с Вооруженными Силами и правоохранительными учреждениями протоиерей Леонид Леонтюк, секретарь главы Карельской митрополии иерей Константин Павлюченко, духовенство храма. Богослужебные песнопения исполнил хор храма (регент – Светлана Розина).

По окончании богослужения митрополит Константин обратился к верующим с приветственным словом:

«Дорогие отцы, братья и сестры! Сегодня наша Русская Православная Церковь празднует свой День Ангела. Как праздник Святой Троицы, когда в огненных языках Пятидесятницы Святой Дух сошел на апостольскую общину, мы отмечали как день рождения Церкви, так сегодня празднуем День Ангела Русской Православной Церкви.

Сегодня, если мы внимательно слушали Евангелие, в нем повествовалось о призвании апостолов Петра и брата его Андрея, которого мы еще именуем Андреем Первозванным. Святому апостолу, после того как он получил силу и благодать в огненном языке Пятидесятницы, по жребию вышло проповедовать в северных странах. Он поднялся наверх, на территорию современной Турции, в пределы Константинополя, которого тогда, в I веке, еще не было, прошел Крым, Скифию, поднялся по Днепру до Киевских гор, водрузил там крест и произнес пророчество о том, что с этих гор воссияет свет христианства. Еще долго он путешествовал по праславянским землям, которые были населены и скифами, и славянами, и другими северными народами. Но, учитывая то, что тогда в этих землях письменности не было, все это сохранилось в качестве предания в народной памяти, которая затем, с принятием христианства на Руси, стала записываться.

Но мы точно знаем, что уже бабка святого князя Владимира великая княгиня Киевская Ольга была христианкой. Мы также знаем, что еще раньше, когда святые равноапостольные Мефодий и Кирилл в IX веке прибыли в Крым, в Херсонес, они там встретили человека, который им подарил Священное Писание на праславянском древнем языке, написанное еще рунами. Руны, рунические письмена – примитивные письмена, конечно же, не могли сравниться с греческой письменностью, которую принесли Мефодий и Кирилл и адаптировали ее для славянской речи, добавив, в первую очередь, шипящие звуки, которые отсутствовали в греческом языке. Но, как повествует житие свв. равноапп. Мефодия и Кирилла, святые были немало удивлены, увидев Священное Писание в Херсонесе. Таким образом, в какой-то степени христианство в этих праславянских землях уже существовало, но народа, великого православного народа, еще не было.

Говорить о народе мы можем только со времен великого князя Киевского Владимира, который по наитию Святого Духа решил отказаться от идолопоклонства, взирая также и на окружающих соседей, исповедовавших веру в Единого Бога. Западная Европа приняла христианство в латинской традиции, блистательная столица мира – Константинополь – исповедовал христианство в восточной традиции. Мефодий и Кирилл проповедовали христианство на территории Болгарии, Чехии, Словакии, Словении и даже южной Польши. Восточными соседями славян были хазары, могущественный кочевнический Хазарский каганат постоянно осуществлял хищнические набеги на Русь, верхушка каганата исповедовала иудаизм. На юге набирал силы ислам.

Перед святым князем Владимиром стоял цивилизационный выбор, от которого зависело все будущее тысячелетнее устройство нашей державы. Какой путь выбрать? И он выбрал именно Православие, потому что Православие является религией любви. «Бог есть Любовь», – учит нас святой апостол и евангелист Иоанн Богослов (Первое послание Иоанна 4:8). Вот сущность христианства: Бог есть Любовь.

Вне всякого сомнения, святой князь Владимир знал о гонениях на православных священников от латинских миссионеров, латинских прелатов, немецких рыцарей в IX веке: православные священники, их было около трехсот человек, были арестованы, их посадили в подвалы замков, а затем продали в рабство мусульманам и иудеям. Такое жестокое и лицемерное отношение братьев по вере во Христа к священникам, христианам из Константинополя, не могло нравиться киевскому князю Владимиру, для которого христианство значило, прежде всего, то, что Бог есть Любовь. Святой князь Владимир выбирает Православие, религию любви, и христианство начинает необыкновенно быстро распространяться на наших землях. Конечно же, какое-то время было и двуверие, потому что огромные массы славянских племен от Ладоги и Балтики и до почти Черного моря не могли в один день по своему духу стать христианскими.

В этом году мы празднуем и 70-летие Великой Победы. Тогда, в 1941 году, праздник Всех святых, в земле Российской просиявших, выпал на день летнего солнцестояния, на 22 июня. И Гитлер, руководствуясь предсказаниями оккультистов, тибетских магов, решил, что именно в этот день следует напасть на Советский Союз. Логика его рассуждений вполне понятна: Германия – это светило, солнце для всех остальных народов, немцы – особая раса, а фюрер – особый из особых. Поэтому, естественно, нападение было приурочено ко дню летнего солнцестояния. Но на этот же самый день пришелся и день Всех святых, в земле Российской просиявших. И эти русские святые стали той невидимой броней, которая защитила наше Отечество от оккультных орд Третьего рейха, идейной сущностью которых был магизм. Святость русских святых оказалась сильнее магии. Нам надо больше чтить своих, русских, святых, потому что победа, духовная победа, прежде всего, а затем и физическая, была одержана именно благодаря им.

Сам праздник Всех святых, в земле Российской просиявших, был учрежден на Поместном соборе 1918 года, когда Русь избирала Патриарха. Тогда уже начинались масштабные гонения, беспрецедентные в истории христианства, и Церковь, руководствуясь Духом Святым, ввела праздник Всех святых, в земле Русской просиявших. С 1918 по 1941 годы наша страна дала больше мучеников за Христа, нежели все страны мира вместе взятые за 2000 лет христианства. И вот они все: и прославленные, и непрославленные, и мученики за Христа, и преподобные, и князья, и епископы, и Христа ради юродивые – встали на духовную защиту нашего Отечества. Вот о чем мы должны помнить, дорогие отцы, братья и сестры, празднуя день памяти Всех святых, в земле Российской просиявших.

Наша Церковь в этом году празднует тысячелетие преставления святого равноапостольного князя Владимира, который своей властью ввел христианство на Руси. Строго звучала его фраза: «Если не придет кто завтра на реку – будь то богатый, или бедный, или нищий, или раб, – будет мне врагом». Но такая, даже короткая, фраза, сказанная великим князем, обязывала ко многому.

В этом году мы празднуем и 500-летие преставления прп. Иосифа Волоцкого, который в XV веке встал на борьбу с так называемой «ересью жидовствующих», поразившей, в первую очередь, новгородское духовенство, затем еретики, используя магические приемы, вошли в доверие к великому князю Иоанну III, проникли в Кремль и стали настоятелями кремлевских соборов. Они отрицали почитание святых икон, Пресвятой Богородицы, глумились над монашеством, над постами, Божественная литургия для священников была ровным счетом ничто. Впоследствии ересь приобрела себе могущественных покровителей, которые содействовали ее распространению и привлекали многих обаянием либерализма и распущенностью нравов. Эта страшная «ересь жидовствующих» подрывала основы нашего менталитета. Но, как было недавно сказано первым лицом государства, невозможно перекодировать то, что было принято Русью при великом князе Владимире и остается в наших сердцах до настоящего времени, несмотря на гонения и преследования.

Из истории все знают о репрессиях в отношении духовенства в тридцатые годы, но тогда преследовались и светские люди. В 1937 году была произведена перепись населения, и один из пунктов в переписной анкете звучал так: «Верите ли вы в Бога, если «да», то какого вероисповедания». Сами понимаете, что означало тогда написать в этой графе: «Я верю в Бога, я православный христианин». И, тем не менее, половина городского населения, примерно пятьдесят процентов жителей, написали, что они верят в Бога, а в сельских местностях до восьмидесяти процентов населения не отреклись от Христа, в целом по стране вышло шестьдесят процентов. А через четыре года началась Великая Отечественная война, и не надо забывать, дорогие отцы, братья и сестры, какой народ пошел защищать священные рубежи нашего Отечества.

Инерция иногда имеет и положительное значение, потому что, когда в 1917 году произошел насильственный государственный переворот, власть захватили безбожники, то значительная масса народа еще по инерции продолжала верить в Бога, и эта вера давала силы для борьбы со всяким злом.

Нам следует помнить еще одну дату: сегодня исполняется 25 лет со дня канонизации святого праведного Иоанна Кронштадтского, это была первая канонизация, совершенная Святейшим Патриархом Московским и всея Руси Алексием II. Мы получили небесного заступника, который грозно предостерегал о грядущей революции 1917 года, до деталей предсказывал, какая будет кровь и скорбь, что люди пострадают за то, что отступили от Православной веры. И вот тогда, 25 лет тому назад, когда рушилась великая держава, Союз Советских Социалистических Республик, мы не остались сиротами, на небосводе русской святости воссияла звезда св. прав. Иоанна Кронштадского. Храни и благослови вас всех Господь. С праздником, дорогие!» – заключил архипастырь.

По окончании проповеди к митрополиту Константину с приветственным словом обратился настоятель храма Сретения Господня протоиерей Леонид Леонтюк, прихожане преподнесли архипастырю хлеб-соль. Затем Его Высокопреосвященство преподал верующим архипастырское благословение.

Информационный отдел Петрозаводской и Карельской епархии, 2015 год

Фото Михаила ПЛАКСИНА

Фотографии:

Новости