Лишили школу имени

Лишили школу имени

Система образования в Карелии в последнее десятилетие претерпела немало изменений. Самое заметное из них – формирование элитарных учебных заведений. Впрочем, это принцип любого общества. Его элита всегда формировалась и формируется в высокой культурной среде. Во многих семьях в Карелии тоже стремятся своих деток определить в самые престижные школьные сообщества. И слава Богу, детки, какого бы ранга не были их родители, должны набираться уму разуму в самых образцовых школах, чтобы затем верой и правдой служить любимому отечеству. По крайней мере, Конституция России своим юным гражданам в этом, вроде бы, не отказывает. Но у нас со времен Петра I есть особая каста людей, именуемых чиновниками, которые порой считают себя выше любого закона. Они-то и распоряжаются судьбами детей, помимо желания их родителей, по своему усмотрению.

Вот один из свежих примеров, взятых из жизни школ Петрозаводска. О нем подробно рассказывает газета общественной организации «Православный собор».

«В марте 2006 г. педагогический, ученический коллективы, родители и попечители школы № 4 г. Петрозаводска вторично обратились в Администрацию города с просьбой при рассмотрении новой редакции Устава школы утвердить ее новое название: Муниципальное образовательное учреждение «Основная общеобразовательная школа № 4 имени воина Феодора Ушакова — адмирала Российского флота» (сокращенно – МОУ «Основная школа № 4 имени адмирала Феодора Ушакова»). На первое обращение в 2004 г. пришел отказ. В Комитете образования посчитали, что школа мало сделала для прославления великого флотоводца.

Два года коллектив школы наверстывал «упущенное». Учащиеся постоянно принимают активное участие во Всероссийском литературно-художественном конкурсе для детей и юношества «Вера. Флот. Отечество. Адмирал Ушаков». Ежегодно в марте школа проводит Ушаковские чтения — педагогические конференции и семинары, посвященные очередной годовщине со дня рождения адмирала Ушакова. В их организации принимают участие научно-педагогические работники Министерства образования и Министерства культуры РК, Управления образования г. Петрозаводска, высших научных и учебных заведений Санкт-Петербурга и Петрозаводска. В прошлом году в работе конференции участвовало более 200 человек, из них – более половины педагогические работники образовательных учреждений г. Петрозаводска. На чтениях обсуждаются вопросы воспитания детей на примерах выдающихся исторических деятелей. Проводятся общешкольные праздники, уроки и классные часы, посвященные воину Феодору. В школе оборудован стенд в вестибюле и кабинет, рассказывающие о жизни и подвигах адмирала Ушакова, и выставка, посвященная выдающимся русским полководцам. В школе работает подростковый клуб военно-патриотического воспитания. Ее воспитанники принимают участие в патриотической игре «Зарница», становятся ее призерами.

Вроде бы, со стороны школы сделано все, чтобы удостоится чести носить славное имя героя отечественной истории. Но у чиновников, как всегда, свой взгляд на народные чаяния, – пишет газета. – 28 июня 2006 г. в здании администрации города проводилось заседание Комиссии по культурно-историческому наследию под председательством Т. М. Аноховой, председателя комитета. Одним из вопросов, обсуждавшихся на комиссии, как раз был вопрос о присвоении Муниципальному образовательному учреждению «Основная школа № 4» имени адмирала Российского флота Федора Ушакова.

Сначала перед собравшимися выступил директор школы Сергей Павлович Соколов. Он рассказал об успехах и проблемах школы, о том, как учреждение откликнулось на появление Государственной программы «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2006-2010 годы», утвержденной постановлением № 422 Правительства РФ 11 июля 2005 года, которая ставит одной из задач: «повышать качество патриотического воспитания в образовательных учреждениях, превратить их в центры патриотического воспитания подрастающего поколения» (раздел III программы). Одним из направлений для реализации программы рекомендуются: «воспитание гордости за Российское государство и его свершения... воспитание готовности к достойному и самоотверженному служению обществу и государству, к выполнению обязанностей по защите Отечества...» (п. IV. 1 Программы). В Программе рекомендуется в частности «присвоение почетных наименований в честь героев Советского Союза и героев России образовательным учреждениям... за достижения в области патриотического воспитания» (п. 2.9. Приложения №1 к Программе).

Таким образом, школа не только печется об обучающихся конкретного полисистемного образовательного округа, но и стремится выполнять социальный заказ, регламентированный документами Правительства РФ, тем самым, проявляя лояльность по отношению к государственной власти и ее инициативам.

— Да, у нас много недостатков, — подытожил С. П. Соколов. – Мы их знаем и боремся, как умеем. Например, к нам обращаются люди с тем, чтобы заниматься с ребятами моделированием, строительством лодок, а мы не можем им выделить помещение, так как у нас размещают то школу № 8, чье здание на ремонте, то классы Державинского лицея.

Комиссия благосклонно выслушала директора, стали раздаваться возгласы в поддержку школы и удовлетворения просьбы родителей, учащихся, педагогов и попечителей. Люди обеспокоены отсутствием патриотического воспитания подрастающего поколения и хотят, чтобы дети видели перед собой достойный воспитательный пример.

— Смотрите, Сергей Павлович, – предупредила председатель комиссии Т. М. Анохова, – вот присвоят вам имя Ушакова, а это не только честь, но и финансовые затраты. Придется Устав менять, документы. А Комитет вам ни копейки не даст! Самим придется средства искать. А вообще, — обратилась она к присутствующим, — изучив документы, представленные школой, я не увидела той «фишки», которая позволила бы присвоить школе имя адмирала Ушакова. Нет Концепции, музея Ушакова, широкого освещения в прессе. Школа должна звучать!»

Так вроде бы, те же лицеи имени Пушкина и Державина в Петрозаводске тоже не шумят постоянно, а воспитывают детей в слаженном и спокойном ритме. И Пушкин в нашем славном городе ни разу не бывал.

«Когда-то школа № 4 и вовсе носила имя Валентины Терешковой, – напоминает газета, – хотя не готовила космонавтов и Байконур в Карелии также перенесен не был…»

Или с этой петрозаводской школы спрос особый?

— Почему вы ни слова не сказали о детях? Чем они занимаются? – продолжала сыпать вопросы Комиссия. – Почему у школы нет соответствующей Концепции? Почему школа в Петрозаводске должна носить имя Ушакова, когда это приемлемо, например, для Севастополя? Что увидят родственники Ушакова, если они приедут в вашу школу?

Складывалось впечатление, – замечает газета, – «страны глухих», потому что после перечисления всех дел, где через слово употреблялся термин «обучающиеся» (не по-чиновничьи «дети»), а через два — «концепция», спрашивать о детях и концепции, странно. Тем не менее, в дискуссии и последующем решении (о нем дальше) ничего удивительного нет, особенно для тех, кто знает особую любовь чиновников к преподаванию «Основ православной культуры» и сопутствующей деятельности школы № 4. А потом, упаси Бог, школа потребует и этнокультурный (русский) компонент узаконить. И дети не только в кружках, но и на уроках будут узнавать, что они потомки Святой Руси, а не жители общеевропейского дома. Это идет в разрез с современными реформами и модернизацией.

Комиссия пришла к тому, что необходимо отложить решение вопроса еще на год с тем, чтобы школа подготовилась и смогла создать «конкуретноспособный имидж». Казалось бы — чего плохого? Ну, подождет школа годик, еще «поборется». Не привыкать. На практике это значит следующее: в октябре пройдут выборы местной власти, соответственно, состав комиссии изменится, придут новые люди, и снова надо будет доказывать, что ты не верблюд. И в лучшем случае предстоит ответить на те же вопросы о концепции и почему у нас не Севастополь, а в худшем — могут поинтересоваться, а не обидит ли школа своим именем дружественных нам турков, которых одолевал в XVIII веке воин Феодор Ушаков.

Как тут не согласиться с автором статьи, который спрашивает, а почему в таком случае тех же чиновников не волнует «конкурентноспособный имидж» Петрозаводска? Почти на 270 тысяч человек в городе (добавим от себя, и престижная финская школа, например, тоже есть), а школы, гимназии с этнокультурным (русским) компонентом ни одной.

«В Белгородской и других областях России, например, – пишет газета, – все в обязательном порядке изучают «Основы православной культуры», и ни одного судебного прецедента. У нас одна школа худо-бедно, как и требуется по закону, по письменным просьбам родителей старается воспитывать детей в духе уважения к святыням русского народа, и здесь постоянные препоны!

Зато в других отраслях образования и воспитания мы «впереди планеты всей» (желающих узнать подробности отправляем к газете «Лицей» № 6 за 2006 г., где цифры наглядно демонстрируют, на каком месте Карелия в области образования после всех инноваций и внедрения передовых технологий). Мы лишь приведем небольшой пример, характеризующий имидж Петрозаводска в сети Интернет. Вот что написано на страничке Петрозаводска в поисковой системе Яндекс: «Что Яндекс знает про Петрозаводск и как город выглядит из Интернета? Карельские пользователи достаточно оригинальны в своих вопросах к Яндексу. Про Гарри Поттера они спрашивают чаще, чем про рефераты, — что необычно. Намного выше среднего по рунету интерес жителей Петрозаводска к «Смутным временам» (игра) и, что совсем любопытно, к Болонскому процессу. Велик и интерес к местным онлайновым ресурсам — часто спрашивают про Петрочат, про сайт Оnegо.ru и местные газеты». Вот и все — налицо примат Гарри Поттера и компьютерной игры над другими интересами. Даже в Яндексе удивляются».

Таково мнение православной газеты. А мы от себя добавим. Речь-то идет о школе обычной. Там учатся детки в основном из семей, раздавленных тяжелым грузом экономических реформ. И не потому ли им не полагается никакого культурного проблеска, чтобы никакой нравственный критерий в их души не закладывался. Не элита все-таки! Так что пусть прозябают на задворках общества. Таков вердикт наших «сердобольных» чиновников.

Новости