«Явился еси днесь вселенней».В праздник Крещения Господня Архиепископ Мануил совершил праздничную Божественную литургию в Александро-Невском кафедральном соборе

Фотографии:

В праздник Крещения Господня Архиепископ Мануил совершил Божественную литургию в Александро-Невском кафедральном соборе.
По окончании Божественной литургии Правящий архиерей совершил чин великого освящения воды. Чин водоосвящения называется великим по особенной торжественности обряда, проникнутого воспоминанием Крещения Господня, в котором Церковь видит не только первообраз таинственного омовения грехов, но и действительное освящение самого естества воды через погружение в нее Бога во плоти.
Крещение Господне называют Богоявлением, ибо в событии Крещения проявилось участие всех трех Лиц Пресвятой Троицы: Бога Отца, открывающегося в гласе, Бога Духа Святого в виде голубя, осеняющего воды, и Бога Сына, принимающего Крещение от Иоанна и освящающего воды. Троичное содержание праздника выражено в тропаре Богоявления и определяет триединое действие Божества с предельной ясностью.
Крещение, которым крестил пророк Иоанн Предтеча, было Крещением покаяния.
Вода крещения была очищением, избавлением человека. Христос не имел нужды в таком Крещении, будучи чист изначала, и лишь по смирению принял Крещение от Иоанна, но, приняв на Себя Крещение водою, Спаситель не освятился водами, в чем не было нужды, но освятил Собою водное естество и с ним весь мир. Крещением от Иоанна, действием предельного смирения Христова, открылось Его Божество как Единого от Троицы, во всем неразлучного с Отцом и Святым Духом.
Особенность богослужения в праздник Крещения Господня – великое освящение воды, которое в Православной Церкви совершается дважды – накануне праздника (в навечерие) и в сам праздник Крещения. «Днесь вод освящается естество» – поется в одной из церковных стихир этого праздника. Освященная в праздник Крещения вода называется «Великой агиасмой» – Великой святыней. К ней христиане с древних времен имеют особое благоговение, употреблять ее следует для исцеления и для укрепления душевных и телесных сил. Святость этой воды очевидно для всех проявляется и в том, что она длительное время остается свежей и неповрежденной. Крещенская вода есть одно из свидетельств, наряду со множеством других, неотмирной природы Церкви. Церковь Божия уже здесь на земле причастна Церкви Небесной.
На Руси издревле в Крещенскую ночь, в крепкий январский мороз выносили к ближайшей реке крещальню, которую называли, как и священные воды на Востоке, Иордань, и прямо на морозе совершалось массовое крещение. Это действо было очень популярно в народе, и находилось много охотников очиститься от грехов именно в эту Святую ночь, связанную с крещением Самого Господа. Не только священнослужители и простой люд окунались в крещенские купели, но даже и сама Царская семья. Напротив Зимнего дворца делали прорубь, рядом устраивали часовню. «Что значит Крестный ход на Иордань? – говорил святой праведный Иоанн Кронштдатский. – Это не простое, хоть и великолепное действо. Церковь не занимает никого праздными зрелищами – она совершает святой обряд, вызываемый потребностью самой природы или естества стихий – воды и воздуха, растлеваемых непрестанно злобою человеческой, и нуждами самих людей, живущих на отравленной грехами земле. Гряди же, гряди, Церковь Божия Святая и освящающая всех и все, гряди на воды – и освяти их вместе с воздухом данною Тебе от Бога благодатью, и очисти и оздорови их; даруй нам в окроплении и питии освященной воды очищение и освящение!» В Карелии в последнее время также возрождается традиция освящения озер и рек, которых в северном крае десятки тысяч.

Информационный отдел Петрозаводской и Карельской епархии
2011 год

Новости