Храм Вознесения Господня г. Питкяранты

Фотографии:

Храм освящен 1 июля 2000 года архиепископом Петрозаводским и Карельским Мануилом
Первоначально Питкяранта относилась к Импилахтинскому погосту, а православные жители Питкяранта к приходу Кителя. Храма, кроме небольшой кладбищенской часовни, в деревне не было. К концу XIX века в связи с развитием промышленности в Питкяранта и ростом населения, а также удаленности от Кителевского храма, остро назрел вопрос о строительстве церкви.

По этому поводу 27.03.1892 г. проводилось заседание, где жители выразили желание иметь молебную комнату в своей местности, где настоятель церкви в Кителя свящ. Николай Воронов мог бы совершать богослужения. Наследники Молдаковы, хозяева Питкярантского завода обещали подарить требуемый земельный участок. Деньги на строительство уже сначала обещали дать сельский торговец А. Каннинен (200 р.), настоятель церкви свящ. Николай Воронов (20 р.) и вдова Татьяна Афанасьевна (50 р.). Жители обещали отправить ходатайство в Епархиальное управление. Новое заседание проводилось в мае 1892 г., где была выбрана комиссия по строительству. В нее назначили А. Каннинена, хозяйственники С. Елкин, Д. Прокопиев, И.С. Пусуев, И.П. Пусуев и К. Пусуев.

Средства на строительство решено собирать самим, а так же участвовать в сборе добровольных пожертвований посписочно.

После рассмотрения ходатайства в Епархиальном правлении было решено не строить молельного дома, а построить приписную церковь. Эти сведения были представлены в главный приход Кителя, куда и относилась Питкяранта. После того, как действующий Архиепископ Антоний (Вадковский) предложил на рассмотрение в Святейший Синод просьбу о строительстве, было выделено на строительство 2000 руб.

А. Каннинен предложил на рассмотрение чертежи, которые были одобрены и утверждены комиссией по строительству, но Епархиальное управление не одобрило их и предложило новые варианты, которые, в свою очередь, отвергла комиссия по строительству. В конце концов, в октябре 1894 г. комиссия утвердила эскизы, изготовленные мастером-строителем Александром Рутиным. Законченные чертежи им были предоставлены в мае 1895 г. Архиепископом было издано решение 01.06.1895 г., после чего протоколы высланы в экономический отдел Сената для утверждения. Сенат одобрил их 18.07.1895 г. Таким образом было начато строительство церкви.

Церковь строилась 1895-98 г. Строительный лес и др. пиломатериалы доставлялись с лесопилки в Нурмисаари (остр. Нурми). Строительством занимался уроженец Хельсинки Г.В. Сольхберг. Так быстро продвигались дела, что уже в мае 1896 г. начали крыть крышу. Для отопления строили кафельные печи. Архиепископ Антоний предложил над алтарем сделать свод. В июне 1897 г. было объявлено, что внутренняя отделка почти закончена. В декабре этого же года остались незаконченными некоторые внутренние работы. Окраску снаружи решено проводить весной 1898 г. 11 августа было объявлено, что церковь готова. Строительные работы проводились под контролем торговца Каннинена. Церковь была освящена архиепископом Антонием (Вадковским) 02.10.1898 г. в честь Вознесения Господня.

В декабре 1898 г. были подсчитаны затраты на строительство, которые составили 45 000 марок. Основная часть были пожертвования. Торговец Каннинен вложил своих денег примерно 3 300 марок. Живущие в Петербурге хозяева Питкярантского завода, обещавшие помогать в строительстве, не выполнили своего обещания, и комиссии по строительству пришлось прибегнуть к помощи Епархиального управления и Консистории.

В церкви были неокрашенными крыша и пол. Стены были бревенчатые, обшитые доской и покрашены масляной краской. Колоколов было семь и вес их составлял 695 кг, 345 кг, 135 кг, 70 кг, 35 кг, 16 кг и 10 кг. Они были отлиты на Орловском заводе Петербурга в 1898 г. Пол был покрашен в 1926 г.

Фундамент был невысокий в форме креста, который с западной стороны заканчивался колокольней. Центральная часть завершалась восьмигранным застекленным куполом. Алтарь заканчивался трехстенком. Кроме главного западного входа были еще добавочные 3 входа: с северной и южной сторон храма и с северной части алтаря в боковое помещение. Колокольня была трехэтажной. Колокола были подвешены на двух уровнях. Третий этаж был восьмиугольный, с окнами, украшенными карнизами без входа.

Реставрация была проведена в 1932 г. Для церковного хора был сделан балкон, кафельные печи, залиты бетонные ворота, установлен громоотвод и проведено электричество. Стены снаружи окрашены в темно-зеленый цвет. Реставрационные работы были спланированы архитектором, позднее профессором, Отто Меурманом. Планы по дополнительным деталям выполнил Й. Киосманен.

После постройки храма Питкярантский приход продолжал принадлежать к Кителевскому приходу. И только в 1925 г. Питкярантский приход стал самостоятельным. Первым и последним настоятелем Вознесенского храма был о. Владимир Петсало. Во время Советско-Финской войны храм был закрыт, во время Великой Отечественной войны, по некоторым данным, сожжен.

Сегодня лишь каменный фундамент, на котором в 1998 г. установлен деревянный поклонный крест, напоминает о местонахожденнии Вознесенского храма. В 2001 г. бывшие жители Импилахти, проживающие сегодня в Финляндии, установили памятный камень у центральной дороги (Blue Road), которая проходит мимо разрушенного храма. Часто можно видеть, как у этого камня горит свеча, как знак покаяния о нашем вандализме.

В Питкяранта были часовня и старый погост. Согласно списку умерших их захоронение проводилось на этом погосте у часовни. Только в конце XIX в. умерших возили на захоронение в Кителя на церковный погост, а после 1910 г. на кладбище Haukkaselka («Щучий хребет») в Кителя до тех пор, пока в Питкяранта не появилось свое кладбище. Питкярантский погост был закрыт по санэпидемиологическим соображениям. Часовня же сохранялась до 1887 г.

Питкярантское кладбище располагалось в 2-х км от административного дома, в 1 км от шоссейной дороги, в 3-х км от лесосплавной трассы, находясь между Келинойа (Kelinoja) и Ниетярви (Nietjarvi). Площадь примерно была 1,5 га, куда входил и лесной массив. Кладбище было отделено от заводских земель и основано в 1919-20 гг. Кладбище окружал деревянный забор, железные ворота с обеих сторон были закреплены на бетонных столбах. На столбах были белые железные кресты. После войны, когда местные жители вынуждены были эвакуироваться в Финляндию, кладбище подверглось поруганию и осквернению. От часовни неосталось и следа, могилы все были разрыты, памятники и гробницы разрушены. К глубокому сожалению это участь почти всех старых финнских, как их называют, кладбищ. Даже и по сей день встречаются на них акты вандализма, когда ломаются кресты, привезенные детьми и внуками тех, кто там был погребен. Прости нас, Господи!

С после военного времени и до 1991 г. в Питкяранта не было Православной общины. Питкяранта после войны стала местом ссылки. Население составляли в основном ссыльные и вольнонаемные. Лишь с начала 1970-х годов город стал отстраиваться, но о храме и речи не велось. Православные жители ездили в Сердоболь (Сортавала), или в Олонец, где оставались действующие храмы. Но после празднования всей страной в 1988 г. 1000-летия Крещения Руси, ситуация изменилась к лучшему.

В 1991 г. организована Православная община, которая арендовала помещение в музыкальной школе. Позже, когда школа переехала в новое здание, Православная община арендовала все здание, которое позднее было передано в собственность Приходу. Этом здание стало молебным домом, в котором были оборудованы храм в честь св.прав. Иоанна Кронштадтского, церковная лавка, мастерская и воскресная школа. В 1994 г. в Православную общину г. Питкяранта был назначен епископом Петрозаводским и Олонецким (теперь архиепископ Петрозаводский и Карельский) Мануилом настоятель священник Олег Вилко.

С 1995 г. начинаются работы по строительству нового храма. Участок, выделенный местной администрацией, находился через дорогу от разрушенной церкви. Проект был выполнен архитектором Махаевой Еленой Юрьевной по образцу Никольской церкви г. Йоэнсуу (Финляндия). Закладку храма совершил в 1995 г. архиепископ Мануил. Храм закладывался в честь св. прав. Иоанна Кронштадтского, но позже решено было дать новому храму историческое название.

Строительство вело строительное предприятие филиал «Контракт» «Мосзарубежстроя». Большой вклад в строительство церкви внесли  директор этого предприятия Мужецкий Александр Петрович, а также генеральный директор ОАО «Ладэнсо» Кузнецов Юрий Викторович. Они активно взялись за осуществление проекта и подняли общественность. В последствии в строительство храма вклучились ОАО «ЦЗ «Питкяранта»» и другие организации и предприятия города. Из-за отсутствия средств строительство велось более пяти лет.

1 июля 2000 года архиепископ Петрозаводский и Карельский Мануил освятил полным чином новый храм г. Питкяранта в честь Вознесения Господня.

Настоятель - протоиерей Олег Вилко.

Богослужения совершаются еженедельно.

Каменный храм. Построен в память Отечественной войны 1812 года в стиле высокого классицизма. Первоначальный проект будущей церкви был рассмотрен императором Александром I в 1819 году и не был им одобрен, поскольку оказался слишком дорогим.
Освящен 31 января 2004 года Архиепископом Петрозаводским и Карельским Мануилом
Храм св. великомученика и целителя Пантелеимона освящен 30 мая 2010 года, Чин великого освящения совершил Архиепископ Петрозаводский и Карельский Мануил.
2 августа 2016 года, в день памяти святого пророка Божия Илии в Петрозаводске состоялось историческое событие – освящение нового храма во имя св. пророка Божия Илии. Дата освящения храма выбрана не случайно: 2 августа – день воздушно-десантных войск и памяти св. пророка Божия Илии.
По благословению Митрополита Петрозаводского и Карельского Мануила в зеленой зоне микрорайона «Кукковка», на пересечении улиц Ровио и Торнева, возводится храм в честь Казанской иконы Божией Матери. Настоятель прихода – протоиерей Роман Чадаев.
По благословению Митрополита Петрозаводского и Карельского Мануила в микрорайоне «Птицефабрика» ведутся работы по возведению храма во имя Владимирской иконы Пресвятой Богородицы. В 2011 году силами рабочих был вырыт котлован и установлена опалубка. 10 октября 2012 года настоятель прихода протоиерей Павел Лехмус заложил в основание церкви капсулу с памятной грамотой, и строители приступили к заливке фундамента.
Первое, что видит путешественник, въезжающий в Петрозаводск с юга, - это Крестовоздвиженский собор на Зареке.
Один из старейших каменных храмов г. Петрозаводска. Освящен в 1780 году. Построен на средства олонецкого купца Ильи Кононова.
Приписной храм Прихода Спасо-Преображенского храма острова Кижи. Деревянная церковь в исторической части г. Петрозаводска