Православная Никольская церковь является одной из первых каменной постройкой в городе второй половины XIX века.
К середине XIX века существовавшая в городе православная церковь Петра и Павла, построенная из дерева в 1785 году на мысу Кирккониеми, обветшала и грозила рухнуть. Финляндское Духовное Правление в письме от 20 августа 1860 года обосновывает причины строительства новой каменной церкви в Сортавала, главная из которых невозможность вместить много прихожан, приход насчитывал две тысячи двести человек.
Большое строительство было не под силу малочисленному городскому приходу. Помог случай. Петербургский купец Григорий Елисеев выиграл крупную сумму в денежной лотерее и по совету Митрополита Петербургского, Новгородского и Финляндского Исидора решил пожертвовать ее на строительство новой церкви. Григорий Петрович (1804—1892) и Степан Петрович (1806—1879) Елисеевы возглавляли торговый дом «Братья Елисеевы», имели магазины в Петербурге, Москве и Киеве. Средства в виде церковных и причтовых билетов Г.П. Елисеев пожертвовал в пользу новой церкви на вечное поминовение его, его жены и родственников. В 1873 году он стал статским советником и гласным городской думы в Петербурге. Елисеевы были награждены орденами Российской империи. По представлению митрополита Исидора за строительство церкви в Сердоболе они стали кавалерами орденов: старший, Григорий Петрович, получил орден св. Владимира IV степени, а Степан – св. Анны II степени. Елисеевы не оставили церковь без своего участия после ее строительства: снабжали денежными средствами, производили ремонты, передавали масло и церковное вино.
Члены православного прихода внесли свою посильную лепту. В 1863 году решился вопрос о выделении денег для православного прихода под строительство церкви. Прихожане, получив от Финляндского Духовного Правления пять тысяч рублей серебром, обязались в течение 25 лет выплачивать по 200 рублей каждый год. Расписку в получении денег подписали купцы Василий С. Веледеев и Никита Молдаков, крестьяне Егор Юдин, Иван Егоров и Максим Кирпичев.
Не так просто шел выбор места под строительство новой церкви. Выбранный участок рядом со старой церковью оказался непригодным. Подыскали новое место на пересечении улиц Александровской (ул. Гагарина) и Церковной (ул. Горького) напротив лютеранской колокольни. Наконец выбрали участок под строительство в квартале XI, на теперешнем месте.
Трижды меняли архитекторов, по проектам которых планировали строить новую церковь. Ее возводили по проекту русского архитектора статского советника Николая Павловича Гребенко (1820—1880). Он был известен строительством церквей Петербурга и реконструкцией дома купцов Елисеевых на Невском проспекте, а также другими постройками.
Проект был утвержден 6 ноября 1869 года. На следующий год освятили место. 19 июля после литургии в старой церкви был совершен крестный ход к месту нового строительства и по церковному обряду сделана закладка. Само строительство велось три года.
В соответствии с исправленным проектом церковь выполнена в формах, характерных для зодчества второй половины XIX века, когда велись поиски «национального стиля» в русской архитектуре. В плане церковь представляет крестово-купольный храм, центральный купол большой, а четыре главки, поставленные между ветвями креста, слабо выражены. Так называемый Крест-якорь, характерный для церквей домонгольского периода, венчает купол и шатер колокольни. Помещение церкви рассчитано на 270 прихожан.
Иконостас церкви также спроектировал Н.П. Гребенко. Главный иконостас был двухъярусным, а в боковых пределах одноярусными. По рисункам архитектора резные и позолотные иконостасы были изготовлены поставщиком двора Его Императорского Высочества Великого князя Константина Николаевича позолотных дел мастером К. Серебряковым. Иконы написал академик художник Павел Саввич Шильцов (1820—1893). Он был портретистом, преподавал живопись в Школе общества поощрения художеств, а известен росписью Успенского кафедрального собора в Хельсинки. К сожалению, родной иконостас церкви не сохранился.
Новая каменная церковь по преемственности стала именоваться Петропавловской. Она имела три престола: основной — во имя Петра и Павла, справа — во имя Успения Анны, слева — преподобных Сергия и Германа, Валаамских чудотворцев. Предел в честь Успения Анны освятили по благословению митрополита Исидора 15 октября 1872 года благочинный священник Феодор Львов. После его освящения служба свершалась уже в новом храме.
14 июля 1873 года на освящение новой каменной церкви в город прибыл митрополит Петербургский, Новгородский и Финляндский Исидор. На следующий день 15 июля в шесть часов утра архимандрит Израиль, игумен Коневского монастыря, с членами братии освятил северный придел в честь Сергия и Германа Валаамских.
В девять часов утра митрополит Исидор с викарным епископом Палладием совершили освящение главного престола во имя Св. Апостолов Петра и Павла. В этот же день священник Петропавловской церкви Федор Львов, служивший в храме с 1854 года, «по определению Святейшего Синода от 11 июля 1873 года за № 2460 Высокопреосвященнейшим митрополитом Исидором возведен в сан протоиерея». Он выступил с благодарственной речью на русском и финском языках. Храмосоздатели устроили торжественный обед.
С 1918 года, когда Финляндия стала независимым государством, церковная жизнь прихода утихла, а доходы на содержание церкви уменьшились. Судьбы священников оказывались очень трагичными, им выпало много страдать. Василий (Иванович) Соболев (1867 — 1919) служил и младшим, и старшим священником. Он родился в Бельском погосте Лужского уезда Петербургской епархии. Учился в Духовной семинарии, после которой и поступил на службу в Петропавловскую церковь в 1891 г., в 1910 г. стал ее старшим священником. Весной 1918 г. у него потребовали отставки, так как его, со слов финских властей, назначили против желания прихожан, и он не знал финского языка и больше работал с русскими. Такая участь постигала многих русских граждан, их вынуждали покидать родные места. Весной 1918 г. вместе с семьей переехал в Россию, где умер на следующий год. В течение трех лет умерли пятеро детей. Его жена Анна Николаевна, сестра Сергия Окулова, вернулась в Финляндию с двумя дочерьми Марией и Серафимой.
Положение православной церкви в целом несколько улучшилось в начале 1920-х годов, когда с 1925 года Петропавловская церковь стала кафедральным собором Финской православной церкви.
Во время войн 1939—1944 годов здание церкви не пострадало, однако было осквернено. После реконструкции архиепископ Карельский и всея Финляндии Герман (Аав) вновь освятил храм 1 августа 1943 года.
О советском времени сведений немного. После Великой Отечественной войны г. Сортавала относился к Олонецкой епархии, которой временно управлял архиепископ Псковский и Порховский, а затем митрополит Ленинградский Григорий (Чуков). Священники из Петрозаводска приезжали служить по двунадесятым и великим праздникам.
В декабре 1946 году православная община Никольской церкви прошла регистрацию, Совет министров КФССР дал разрешение на деятельность. В 1947 г. главный престол освятили во имя Николы Чудотворца, освящение провел епископ Олонецкий и Петрозаводский Нектарий (Григорьев). В 1949 г. Карелия вошла в состав Ленинградской и Ладожской епархии. В это время в Карелии действовало десять церквей, с 1960-х по 1980-е годы в республике оставались действующими всего четыре православные церкви, в том числе Никольская церковь. На колокольне был один колокол, переданный из Олонецкой епархии, но сам колокольный звон был запрещен в мае 1962 г.
В День города 1990 г. в Никольской церкви проходил концерт церковной музыки. Камерный академический хор методического центра Министерства культуры КАССР исполнял фрагмент из литургии Иоанна Златоуста. На следующий день в редакцию газеты принесли письмо: «Просим сердечно отблагодарить от имени прихода Сортавальской Никольской церкви и отца Александра Петрозаводский хор за чудное духовное пение».
Почти полвека большого ремонта в помещении церкви не проводили. Пришлось многое сделать. Красили стены и своды. Перекладывали печи, чтобы комфортно и тепло было прихожанам.
21 мая 2002 г., после того как алтарь Никольского храма был обновлен, архиепископ Карельский Мануил совершил чин освящения престола церкви. Проект полной реставрации алтаря был разработан Григорием Ткачуком, преподавателем Санкт-Петербургского высшего художественно-промышленного училища им. В.И. Мухиной.
Налаживалась приходская жизнь. Регулярное проведение служб привлекло большее количество прихожан. В службах помогал приходской хор, руководил которым Сергей Васильевич Нефедов. Для повышения уровня хорового церковного пения из Петербурга приезжал регент с профессиональным образованием, давший хорошую школу. Обновился состав участников хора, репетиции которого проходили дома у настоятеля. Позже руководителем хора была Наталья Сафонова, а в хоре пели А.Ф. Кузьмина, Е. Березовский, Л. Рассомахина, С. Гордеева, В. Воронецкая, Л. Новикова и др. Руководителями хора были Мария и Анастасия Покрамович.
В 1992 г. приходу была передана Иоанновская церковь. В ней долгое время велись ремонтно-реставрационные работы: демонтаж этажного перекрытия и лишних внутренних стен, восстановление алтарной части и приведение в порядок территории. В центре помещения для прихожан был выполнен восьмигранный баптистерий, то есть чаша для святой воды. В Иоанновской церкви стали совершать таинство крещения.
В просветительских целях была организована воскресная школа, которая разместилась в Иоанновской церкви. Сотрудники Музея Северного Приладожья выходили с лекциями к учащимся школы.
Священнослужители Никольской церкви посещали различные организации, например, провели цикл лекций для сотрудников музея Северного Приладожья. В 1993 г. работала выставка «Карельская икона» в Доме офицеров, и благодаря полученным знаниям повысилось качество экскурсий.
Начало складываться международное сотрудничество с православными приходами Восточной Финляндии. Финские православные священники стали принимать участие в проведении богослужений.
В сентябре 2001 года Святейший Патриарх Московский и Всея Руси Алексий II посетил Сортавала, провел краткий молебен в Никольском храме и посадил саженец дуба на церковной земле. Этот высокий визит до сих пор в памяти сортавальцев.
В 2002 году священник Андрей Бондаренко был переведен из города Кемь в Сортавала. С 12 декабря он приступил к исполнению своих обязанностей. В 2007 году рукоположен в сан протоиерея. Настоятель Андрей Бондаренко служит в Сортавала 15 лет.
За это время сформировался штат церковного клира. Кроме него самого, в приходе есть второй священник протоиерей Андрей Баранов, который 8 июня 2003 года рукоположен в сан. За свои труды имеет награды РПЦ.
В 2003 г. Антоний Радин приехал в Сортавала как регент хора. В 2005 г. он был рукоположен в сан дьякона, а затем - в сан священника. Клирик Сергий Антонен служит в церкви с 1993 г. Набран штат смотрителей и уборщиц, которые приглядывают за чистой и порядком в храме.
Почти десять лет назад начался основательный ремонт и реставрация самой Никольской церкви. Был проведен капитальный ремонт кровли, заменены двери, расчищены росписи сводов внутреннего помещения, восстановлены лики херувимов в куполе церкви.
С 2003 г. церковное пение поставлено на почти профессиональную основу. Участники хора ежедневно помогают в службах. Хористы выступают с ежегодными концертами, которые привлекают большое число зрителей, знакомят с прекрасными мелодиями церковной и светской музыка. И что отрадно, участвуя в международных фестивалях и конкурсах, хор получает высшие награды за свое мастерство.
Приход ведет большую миссионерскую работу, которая вылилась в строительство новых церквей и часовен на территории Сортавальского района. Десять лет назад был освящен храм Святого Благоверного князя Александра Невского в поселке Вяртсиля. В поселках Кааламо, Пуйккола, Реускула, Хюмпеля и Гидрогородке появились часовни. Кроме того, регулярно проводятся Крестные ходы: в июле в честь Тихвинской иконой Божией Матери, а в ноябре с Казанской иконой Богородицы.
В 2003 г. появилась еще одна добрая традиция. Была учреждена премия «Благозвучие» для одаренных учащихся музыкальной школы. Годом позже - премия «Мастер», которой отмечают лучших спортсменов детской юношеской спортивной школы. Детская направленность социальной работы продолжается в разнообразных конкурсах, проведении детских лагерей и, конечно, праздников.
Приход откликается на новые технологии. Напомним, что в социльной сети «Вконтакте» имеется страница «Никольский храм города Сортавала», на которой можно найти сведения по истории Никольской церкви, расписание богослужений, цитаты из произведений иерархов православной церкви.
20 октября 2013 года на территории церкви был установлен памятник Алексию Второму Патриарху Московскому и Всея Руси. Над созданием памятника трудились: автор эскиза художник Сергей Викторович Никулин, скульпторы Борис Валентинович Рычков и Сергей Васильевич Чебатуркин. Постамент изготовлен мастерами из поселка Рускеала под руководством Леонида Васильевича Дайлиденка. Устанавливали памятник Сергей Буткевич, Иван Сырвид, Геннадий Пашкетов. Главным инициатором и вдохновителем выступил, конечно, Благочинный церквей Северного Приладожья, настоятель храма Святого Николая протоиерей Андрей Бондаренко.
Протоиерей Андрей Бондаренко имеет церковные награды: золотой крест от Патриарха, медаль преподобного Геннадия Важеозерского и др., кроме того, он становился лауреатом года Сортавальского муниципального района и Республики Карелия.
В настоящее время Никольская церковь - главный храм Сортавальского православного прихода и Благочиния Северного Приладожья. Растет количество прихожан.
Настоятель - протоиерей Андрей Бондаренко.
Богослужения совершаются еженедельно.