Успенская церковь была расположена на территории бывшей деревни Кондопога, положившей начало городу Кондопога. Церковь возвышалась на небольшом мысе, вдающемся в Чупа-губу Онежского озера. Здание церкви построено в 1774 г., на закате северного деревянного зодчества, став таким образом, по словам академика Российской Академии архитектуры и строительных наук В.П. Орфинского, «лебединой песней народной культовой архитектуры». Успенская церковь является выдающимся памятником народного деревянного зодчества конца ХVШ века, исторически завершающим эволюцию шатровых храмов Прионежской школы.
В XIII веке происходит окончательное укоренение русских крестьян в Заонежье. Первое письменно зафиксированное упоминание Кондопоги датируется 1496 годом, и чудом дошло до наших дней в более позднем источнике со ссылкой на несохранившийся документ.
Первое же упоминание церкви Успения в Кондопоге относится к 1563 году (писцовая книга дьяка Андрея Лихачева). В это время Успенский храм был так называемый «выставной» (филиалом) Никольского Шуйского погоста (нынешнее село Шуя). Священником в этой книге упоминается Иоанн Алексеев, а с ним дьчек и пономарь. Успенская церковь была построена на общих землях трех новгородских бояр близ деревни Осташки Андреева. В административном же отношении в Кондопоге сходились границы Шуйского Никольского и Кижского Спасского погостов.
Как строились церкви в таких деревнях как Кондопога в это далекое время? Остановимся подробнее на этом.
Все начиналось с осознанной потребности иметь христианский храм рядом с жильем, ощущать помощь Божию в трудах и помыслах. Односельчане обращались к грамотным людям (скорее всего это были священники из Шуйского погоста) с просьбой написать от их имени «мирское» прошение Новгородскому архиерею. Крестьяне обычно писали, что без храма духовно гибнут, без причащения Святых Тайн помирают и т.д.. Указывали, какое место выбрали под храм и кладбище, перечисляли обязательства прихожан по содержанию храма и причта. Затем деревенский сход избирал мирских посыльщиков, которые и отправлялись в дальний путь – в Новгород. Там они испрашивали у правящего архиерея благословенную («храмозданную») грамоту. Только наличие такой грамоты означало законное, канонически правильное начало дела. С получением такой грамоты у крестьян появлялись новые заботы: они искали и нанимали «церковных мастеров» для строительства храма, заготавливали лес, договаривались с иконописцами, заботились о приобретении необходимой церковной утвари, сосудов, книг, подсвечников и т. д..
Когда строительство храма было завершено, в Новгород опять отправлялись посыльщики. К этому моменту это был уже выбранный сходом церковный староста и его помощники. В Новгороде правящий епископ передавал со священником священный антиминс (часто бывало, что крестьяне приводили своего кандидата во священники) и давал указания как освятить вновь построенный храм. Освящение храма проходило при соборном служении священников из ближайших церквей (или монастыря) и при большом стечении народа. Церковный староста от имени мира и с его согласия заключал со священником договор, в котором оговаривался срок службы священника, стоимость треб, обязанности мира по содержанию священника и причта. Подати священник платил с данной ему земли также, как и все крестьяне.
Кроме своих прямых обязанностей, священник скреплял своей подписью договоры и другие мирские документы. Для своей церкви крестьяне нанимали не только священника, но и трапезника, отвечавшего прежде всего за исправное содержание трапезной – места волостных сходов, суда заключения сделок, хранения волостного архива. Также он должен был топить помещение трапезной в зимнее время, мыть пол, лавки и стены, вместе с пономарем по воскресным дням и праздникам звонить на колокольне, собирать крестьян на сход, заготавливать лучину для освящения трапезной, участвовать в крестных ходах, а также хранить котел для варения братчинного пива и варить это самое пиво к большим праздникам, которые отмечались всем приходом в трапезной после церковной службы. Трапезник имел право жить в церковной деревне, где ему предоставлялся дом и огород.
Таким образом, в XVI – XVII веках и начиналась приходская жизнь В конце XVI века резко ухудшилось военно-политическое положение России. Иван IV («Грозный») проиграл Ливонскую войну, в результате того шведы под командованием Поптуса Делагарди в 1581г. захватили весь Карельский уезд и постоянно вторгались в Лопские и Заонежские погосты, повсюду производя страшные опустошения. Это продолжалось до начала 1590-х г.г.. Не обошли стороной шведы и Кондопогу. В писцовой книге 1582-1583 годов говориться о пустом церковном месте, сгоревшей церкви и избитых крестьянах, здесь упоминается и священник Михаил Нефедов с дьячком Первушкой. Но Кондопожские крестьяне быстро оправились от швендского набега и в1585 г уже стоит новая Успенская цкерковь. Как отмечает летопись, она была с тремя алтарями и «верх шатром».
Что происходило в Кондопоге в период 1590-1610г.г.. можно только гадать. Никогда прежде крестьяне не испытывали такой нужды. Смутное время в государственном положении России очень сильно влияло на приграничные районы. Здесь бушевали шведские военные отряды, спешно позванные Василием Шуйским в Россию в качестве союзников в войне с Польшей. Из захваченного шведами Тихвина через заонежские погосты к Белому морю шли разрозненные банды казаков (они были на стороне шведов), грабя и убивая местное население в окрестностях Онежского озера. В это тяжелое время погибает в пожарах войны и вторая Успенская церковь.
Заканчивается смутное время, Россией начинает править династия Романовых и на север посылаются вновь дозорщики и переписчики. В 1616-1619г.г. в земельных книгах находится описание уже нового храма в Кондопоге: «теплая церковь с крышей покрытой железом, с трапезной». Упоминаются также колокола, которые находились на звоннице. В 1628 году писари Никита Панин и Семен Копылов обследовали и подробно описали вновь отстроенную церковь Успения в Кондопоге. Они оставили подробное описание мебели, икон, книг, богослужебной утвари, колоколов, подарков членов общины и т. д.. В это время на севере в приходах укрепилась и строго поддерживалась поколениями крестьян традиция строительства домов для вдов, сирот и калек. Эти дома – «избушки», как они назывались, строились всем миром и кормили обитавших в них нуждающихся тоже всем миром. В Кондопоге рядом с Успенской церковью стояло две таких избушки.
В 1616-1628 годах в Успенской церкви служил иерей Игнатий, в 1646г. упоминается иерей Петр, а в 1678г. – иерей Борис. В самом конце XVII-начале XVIII веков в Успенской церкви служат внуки отца Игнатия – иерей Прохор и дьячком Иоанн – Агеевы.
В 1707 году в документах упоминается новый священник Успенской церкви – отец Лазарь. В этот же период Кондопожский Успенский приход становится самостоятельным.
В 1760-е г.г. начинается промышленная разработка тивдийского мрамора, и Кондопога становится перевалочным пунктом при перевозке мрамора в Петербург водным путём. Местные купцы подряжались на перевозку мрамора, а крестьян часто приписывали к работам на мраморной ломке. Это вызывало недовольство, что в итоге привело к крупному для Карелии восстанию крестьян в 1771 году («кижское восстание»). В это бурное для Кондопоги время происходит строительство новой Успенской церкви, которая и сохранилась до наших дней. Предыдущая (третья) церковь просуществовала значительно долго. По-видимому она настолько обветшала со временем, что её пришлось разобрать. Нынешняя церковь была построена в 1774 году (об этом есть архивная запись) на «средства и тщанием» прихожан.
К моменту освящения храма были написаны иконы для иконостаса и, особо почитаемая в наших краях, Тихвинская икона Божией Матери. Во время недавней реставрации на ней была обнаружена надпись, в которой говорилось, что это точный список с чудотворной Тихинской иконы, написанный в 1771 году.
Первоначальная конструкция иконостаса была тябловой, но впоследствии его закрыл резной иконостас в стиле «Екатерининского барокко». По описи храма за 1875 год стало известно, что по стенам церкви были повешены иконы, сохранившиеся из иконостаса предыдущего храма, в том числе и Царские врата. К сожалению, пока не удалось найти в архивах, как прошло освящение церкви и кто был в то время настоятелем храма
29 января 1788 года был рукоположен во священники и назначен настоятелем Успенской церкви Стефан Соколин. В тот год ему исполнилось 26 лет. Отец Стефан станет родоначальником большой династии церковнослужителей, так с 1817 года, с ним в сане дьякона начнёт служить его сын – Иван Соколин. После кончины о. Стефана настоятелем храма был назначен иерей Пётр Туманов.
В 1829-1831годах рядом с Успенской церковью на средства прихожан (2500 руб.) была построена деревянная колокольня. Её срубил пудожский плотник Василий Акимов. Для колокольни были приобретены различными благотворителями шесть колоколов.
В середине XIX века численность населения Кондопоги увеличивается, растёт число зажиточных крестьян и купцов. Через Кондопогу проходит вновь построенный почтовый тракт Петрозаводск – Повенец. По-прежнему, активно добывается тивдийский мрамор для нужд Петербурга. Всё это дало возможность прихожанам Успенского прихода построить в1857 году зимнюю церковь. Главный престол у неё был посвящен празднику Рождества Пресвятой Богородицы, а второй престол – празднику Святой Троицы. Храм был построен по типовому проекту, утверждённому Священным Синодом. Он имел пять куполов, стены были бревенчатые, обшитые доской и покрашенные в белый цвет. На благоукрашение храма много жертвовал бывший уроженец Кондопоги Санкт-Петербургский мещанин Иван Иванович Козачков.
В 1875г. была составлена главная церковная и ризничная опись Успенской церкви. Этот документ представляет собой большой исторический интерес. В этот же период времени часть российской научной и культурной интеллигенции начинает заново открывать древнерусскую культуру и, как часть её, деревянное зодчество. На северо-запад России отправляется множество экспедиций, часть из которых побывала и в Кондопоге. С тех пор Успенскую церковь стали признавать, как один из шедевров древнерусского деревянного зодчества.
С 1875г. по 1898г. настоятелем Кондопожских храмов был священник Пётр Веселов, а с 1898г. по 1912г. – священник Иоанн Александрович Смирнов. О. Иоанн окончил Олонецкую духовную семинарию. Во время своего служения в Кондопоге он был законоучителем к тому времени уже двух земских училищ , заведовал двумя сельскими церковно-приходскими школами, а также был благочинным третьего округа Петрозаводского уезда. Он оставил после себя добрую память среди прихожан, что сохранилось в прессе того времени и в архивных документах. Хочется отметить тот факт, Что его родной племянник в будущем станет митрополитом Петроградским и Гдовским Вениамином, который в 1922г. примет мученическую смерть и будет причислен к лику святых в 1992г.
С 1912г. по 1937г. настоятелем в Кондопоге был о. Иоанн Петрович Лядинский. Своё служение здесь он начал в возрасте 41 го года. На его долю выпал весь ужас революции и всех последующих репрессий. К 1917 г. о. Иоанн занимал те же должности, что и его предшественник – о. Иоанн Смирнов. У о. Иоанна было шестеро детей, он пользовался любовью и уважением прихожан, о чем свидетельствовали многочисленные воспоминания старожилов Кондопоги. В 1922г. из Кондопожских церквей были изъяты два серебряных евхаристических набора – единственное, что было ценное в храмах. Но богослужения о. Иоанн проводил в храмах вплоть до 1930г., когда власти закрыли Успенский храм, а в храме Рождества Богородицы сделали клуб. Не смотря не на что о. Иоанн продолжал тайно служить по домам и окрестным деревням. В 1932г. он вместе со своей женой Анфисой были лишены всех прав и высланы на лесозаготовки в отдалённый район Карелии. В начале 1937г. о. Иоанну с женой разрешили вернуться к сыну в ближайшее село к Кондопоге, но уже в октябре 1937г. он был вновь арестован и был осужден тройкой НКВД к расстрелу по общему делу с односельчанами о «колхозниках – вредителях». О. Иоанн был расстрелян в окрестностях Петрозаводска 21.10.1937г. в возрасте 66-ти лет.
Новый этап в жизни Кондопожского прихода начался в 1989 году, когда по приглашению вновь собравшейся общины архимандритом Мануилом (сейчас архиепископ Петрозаводский и Карельский) был совершен чин малого освящения древнего Успенского храма. В ноябре 1990г. настоятелем Кондопожского прихода был назначен священник Лев Николаевич Большаков.
Какими средствами достигнута высокая художественная выразительность церкви Успения Пресвятой Богородицы? На этот вопрос отвечает В.П. Орфинский в своей книге «Логика красоты»: «Прежде всего, это высотность – основная идея сооружения, осуществленная убедительно и последовательно. Церковь имеет довольно внушительную высоту – 42 метра (она выше всех сохранившихся русских деревянных церквей, кроме церкви в селе Пияла Архангельской области). Но зодчий счел это недостаточным и поставил здание на самую высокую точку пологого берега Чупа-губы Онежского озера… На высокий четверик церкви поставлен не один, а два последовательно расширяющихся кверху восьмерика; верхний увенчан великолепным восьмигранным шатром. Наконец висящие на кронштейнах крыльца, напоминая приспущенные крылья птицы, еще больше усиливают ощущение “высоты”».
По мнению В.П. Орфинского, особое место в архитектуре Успенской церкви отведено деталям: «Именно они создают «переменный» масштаб: по мере приближения к храму различаешь вначале крупные, а потом все более мелкие детали, и от сопоставления с ними объем здания кажется все значительнее. А вблизи с особой силой воздействует пластика форм – повалы восьмериков, нависая над зрителями, создают ощущение динамики, взлета вверх».
Несомненный интерес представляют сохранившиеся интерьеры церкви. Выразительным архитектурно-конструктивным элементом трапезной являются два массивных столба-опоры с фигурными полукруглыми кронштейнами, поддерживающие продольные брусья потолка. Эти резные, окрашенные в яркие цвета столбы, задают тон всему интерьеру трапезной. Особый трогательный облик убранству трапезной придают висячие лавки, декорированные резными подзорами и маленькие оконца, сохранившие свой первоначальный облик. В художественном оформлении храма главную роль играет огромный пятиярусный иконостас с иконами конца ХVШ – начала ХIХ вв.
Успенская церковь находится в собственности государства как памятник архитектуры, поэтому службы в ней проходили только летом по договору аренды, а в зимнее время приходилось поначалу служить в приспособленном помещении – бывшей насосной станции, которую подарил приходу один из заводов.
Материал собран Ириной Cоболевой.
*****
10 августа 2018 года храм сгорел. Тушили Успенскую церковь около двух часов, но спасти памятник заонежской деревянной архитектуры не удалось.
По версии следствия, 15-летний подросток гостил у бабушки недалеко от Успенской церкви в Кондопоге. (По некоторым данным, он причисляет себя к сатанистам.) 10 августа он облил бензином церковь и поджег. Якобы храм ему просто не понравился.
Информация о возгорании Успенского храма на пульт диспетчера пожарной части поступила в 9.33, через 8 минут прибыл первый пожарный расчет. На месте развернули пять магистральных линий для подачи воды, работало четыре мощных ствола по тушению. Пожар локализовали в 11.15, и в 11.50 огонь был потушен, однако церковь сгорела дотла.
Кандидат искусствоведения хранитель фондовых коллекций Музея ИЗО Карелии Владимир Платонов считает, что пожар в Успенской церкви, который уничтожил древний собор, - это большая трагедия.
- Это потеря не только для республики, это потеря для всего Русского Севера, и даже для всей России, это была уникальная церковь. Очень выразительная, прекрасный архитектурный образ, высотная композиция на берегу Кондопожской губы.
Гибель Успенской церкви в Кондопоге - несчастье для всей России, считает настоятель Кондопожского прихода протоиерей Лев. Хотя богослужения в храме не велись уже три года, священник часто бывал там и приводил друзей, чтобы показать уникальный памятник деревянного зодчества:
Несколько икон Успенской церкви сохранились в Музее ИЗО.
В середине XX века из Успенского храма вывезли несколько произведений, в частности, икону рубежа XV-XVI веков.
Иконописное наследие Успенской церкви в Кондопоге погибло не полностью, рассказал в «ВКонтакте» хранитель коллекции «Древнерусское искусство» музея Владимир Платонов:
«В фондах музея сохранилось несколько произведений, связанных с этой церковью и вывезенных из нее еще в середине XX столетия. Прежде всего, это древняя икона «Деисусный чин, избранные святые», написанная на рубеже XV - XVI вв. для далекой предшественницы Успенской церкви - некогда стоявшей там часовни».
Это произведение было создано заонежским иконописцем в традициях новгородской школы. В 1956 году икону вывезла и реставрировала доктор искусствоведения Вера Брюсова. При этом в пожаре 10 августа сгорели четырехрядный иконостас и роспись неба, а также икона «Страшный суд» в трапезной.
23 августа 2018 года в здании Правительства Республики Карелия прошло совещание по вопросу воссоздания Успенской церкви. Участники совещания сошлись во мнении, что храм необходимо возрождать. При этом подчеркивалось, что речь о реконструкции уже не идет.
31 августа 2018 года митрополит Петрозаводский и Карельский Константин принял участие в рабочей встрече на месте сожжённой 10 августа 2018 года церкви Успения Пресвятой Богородицы в г. Кондопога. Участники встречи осмотрели место, где когда-то стоял один из красивейших храмов Севера, и обсудили перспективы восстановления утраченной Церкви Успения Пресвятой Богородицы. Инициатива восстановления святыни принадлежит православным верующим, но ее также поддерживает и власть. Также обсуждались технические вопросы, в частности проект восстановления, наличие необходимых материалов. Было отмечено, что в Карелии можно найти необходимые материалы для восстановления храма.
Специалисты заметили, что храм был построен лучшими мастерами своего времени.
В настоящее время ведутся работы по изготовлению проекта восстановления церкви.